Уголок потребителя: зачем нужен, основные требования, ответственность за нарушения

Нередко, приобретая какой-либо товар или заказывая услугу, возникает необходимость узнать больше информации о продавце и убедиться в его компетентности, востребованности и качестве его продукта – будь то услуга или товар.

Именно для этого во всех торговых центрах, развлекательных комплексах, медицинских учреждениях и разнообразных салонах присутствует специальный стенд со всей необходимой документацией, который и называется уголок потребителя.

Предназначение уголка потребителя

Иметь уголок потребителя в России обязаны организации, которые производят и реализуют продукцию, а также предоставляют услуги различного характера и направлений.

Предназначается потребительский уголок для осведомления посетителей, партнеров и клиентов компании о роде деятельности, режиме рабочего времени, проходящих акциях и нововведениях в области товаров и услуг. Помимо этого, размещаются такие данные, как телефоны экстренных служб, план эвакуации людей на случай чрезвычайного происшествия и подобная важная и необходимая информация.

Кто обязан иметь стенд

Информационный стенд с полным перечнем необходимой информации для посетителей, покупателей или клиентов должны иметь компании, осуществляющие деятельность в сфере производства и продажи какой-либо продукции либо специализирующиеся на предоставлении различных услуг (в соответствии со ст.8-10 ЗоЗПП).

К таким организациям относятся практически все компании, занятые в сфере продаж и обслуживания. Наличие уголка потребителя в магазине, в кафе, в аптеке, в ресторане, в баре, а также в других подобных местах общественного пользования является обязательным.

Место для размещения и содержимое стенда

В законодательстве не предусмотрено какое-либо конкретное место для установки стенда. Как правило, предприниматель в этом случае руководствуется такими условиями, как легкая доступность для посетителя и возможность беспрепятственного извлечения интересующего документа.

В торговых центрах, к примеру, уголок потребителя расположен неподалеку от входа, до начала торговой зоны. Сделано это с той целью, чтобы покупателя не отвлекала корпоративная информация непосредственно в момент совершения покупок. А просмотреть интересующие моменты, ни на что не отвлекаясь, удобнее перед или уже после совершения покупок.

Требования к внешнему виду

Оформление внешнего вида уголка потребителя никак не обусловлено законодательством России, и теоретически этот стенд может быть любых расцветок, форм и конфигураций. Но на практике это, как правило, стенд прямоугольной формы с кармашками из прозрачного пластика или стекла. Такие кармашки позволяют беспрепятственно как вкладывать всю необходимую документацию, так и извлекать ее для более подробного ознакомления.

Среди главных условий оформления и содержания выделяются следующие тезисы:

  • Легкая доступность для клиентов и расположение в зоне видимости.
  • Наличие достоверной и проверенной информации, будь то правовые акты, прейскурант услуг или номера горячей линии и иных служб.
  • Необходимость обратной связи с клиентом: удобные прозрачные кармашки и интуитивно понятный внешний вид информационного стенда.

Что должно быть в уголке потребителя

Для индивидуальных предпринимателей и обществ с ограниченной ответственностью пакеты документов будут различаться. Но различия эти не ощутимы, и уголок покупателя в компаниях как больших, так и малых, будет одинаков. Рассмотрим, какие бумаги необходимы для ИП и ООО по отдельности.

ВАЖНО! Требования, назначаемые к уголку потребителя надзорными инстанциями, в полной мере оправданы и логичны. В особенности это касается сферы производства и реализации продуктов питания и повседневного спроса.

Документы для ИП

К этой сфере бизнеса относится подавляющая часть розничных магазинов и компаний, оказывающих различные виды услуг. Для индивидуальных предпринимателей важно наличие двух свидетельств:

  • Свидетельство ОГРНИП или ксерокопия.
  • Свидетельство ИНН предпринимателя или ксерокопия.

А другая информация, представленная на стенде, будет стандартной для всех видов коммерческой направленности, и к таковой относятся:

  • Книга жалоб и предложений.
  • «Закон о защите прав потребителей» в последней редакции.
  • Телефоны контролирующих органов.
  • План эвакуации людей на случай чрезвычайной ситуации с указанием запасных выходов из помещения.

В том случае, когда предприниматель занимается деятельностью, предполагающей обязательное лицензирование, соответствующие лицензии и сертификаты, а также перечень других необходимых документов для уголка потребителя тоже размещаются.

СПРАВКА! Стенд может содержать рекламные брошюры, каталоги, буклеты, информацию о проводимых акциях и скидках.

Документы для ООО

Документы, формирующие уголок покупателя в ООО, такие же, как и для ИП с той лишь разницей, что для индивидуальных предпринимателей необходимо наличие свидетельства ОГРНИП, а для ООО – свидетельства ОГРНЮЛ.

Ответственность за нарушение

В соответствии со статьей 14.5 КоАП, предприниматели несут ответственность и подвергаются материальному штрафу за нарушение правил содержания или отсутствие уголка потребителя. К таким правилам относятся, главным образом, доступность и достоверность приведенной информации. Принимаются во внимание такие характеристики стенда, как наглядность, аккуратность и комфортность использования для клиентов.

За отсутствие уголка потребителя или в случае недостоверной информации законом предусмотрен административный штраф. Для каждой категории предпринимателей размер этого взыскания будет отличаться.

  • Должностные лица или частные предприниматели штрафуются на сумму до 3000-5000 рублей.
  • Организации и юридические лица на сумму до 30000-40000 рублей.

Вам может быть интересно: Что проверяет Роспотребнадзор

Стоит отметить, что надзорные органы на первый раз могут ограничиться предупреждением. Но во избежание проблем лучше вовремя обновлять потребительский стенд компании и предоставлять на нем исключительно достоверную информацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 1

Комментарии закрыты.