Что делать, если коллекторы замучили звонками?

2016 год был ознаменован важными законодательными изменениями в вопросах регулирования взаимоотношений должника-заемщика кредитной организации и организации, которой на основании соглашения передаются правомочия по досудебному урегулированию финансового спора. Когда заемщику звонит коллектор, возникает резонный вопрос, как законными способами оградить себя от этого.

Кто такие коллекторы

звонки коллектоов

До введения в действие Федерального закона №230-ФЗ деятельность посредников, осуществляющих попытки взыскать задолженность без судебного вмешательства, не имела легитимного правового регулирования. Ежегодно фиксировались десятки сотен случаев посягательств таких лиц на имущество или личность должника, запугивания его.

В ФЗ о коллекторской деятельности сформировалась четкая правовая позиция о том, какие юридические лица должны быть включены в перечень организаций, имеющих право взыскивать задолженности по кредитованию. Единственное требование аккумулируется вокруг указания в уставных документах на соответствующий вид деятельности в качестве основного (ст. 12 230-ФЗ).

Соответственно, коллектором является сотрудник организации, которой контролирующим органом присвоен статус компании, которая вправе использовать законные способы для взыскания задолженности.

Профессиональный стандарт «Специалиста по работе с просроченной задолженностью» был утвержден Минтрудом еще в 2015 году. В частности когда речь идет о взаимодействии специалиста с должником, то следует обратить внимание, что нормативно допускается осуществлять такому работнику первичные действия – проведение переговоров.

ВАЖНО! Когда звонят коллекторы нужно уточнить наименование организации, в которой трудится специалист и проверить наличие ее в реестре коллекторов.

Соглашение о передаче прав на взыскание задолженности

В основном кредитном договоре можно встретить условие о передаче полномочий на контактирование с заемщиком третьим лицам. Это условие не противоречит законодательству, так как предполагает переуступку права требования (цессии).

В соответствии со статьей 388 ГК РФ, заемщик должен дать свое согласие на передачу такого права неизвестному на момент подписания договора лицу в случае нарушения им самим условий соглашения и приложений к нему (графика платежей).

Вам может быть интересно: Что делать, если банк продал долг коллекторам?

Договор цессии представляет собой отдельно взятый документ, который не может ущемлять или умалять права заемщика. Обращает на себя внимание и тот факт, что в соответствии с законодательством теперь должника должны известить о том, что общение с ним по поводу просрочки и долга будет производить уполномоченное лицо.

В любой момент договор цессии может быть расторгнут, и права по взысканию вернутся кредитной организации.

Существует еще одна форма взаимодействия с третьей стороной в подобной ситуации. Когда начинают беспокоить коллекторы, необходимо уточнить наличие агентского договора с кредитной организацией.

Дело в том, что право требования возврата долга у кредитной организации не отпадает, она отчуждает только общение с должником или направление ему письменных оповещений.

ВНИМАНИЕ! Получая уведомление о необходимости погашения задолженности от компании, которая имеет отличное от кредитной организации наименование, следует внимательно в тексте найти пункт о правах коллектора в отношении должника. По агентскому договору можно смело обращаться к кредитору по всем интересующим вопросам, так как полных сведений о долге агент не имеет.

Персональные данные заемщика

С 2006 года в законе № 152-ФЗ определен порядок оборота и сохранности сведений о человеке. Любая компания, которая получает в свое распоряжение сведения о личности, признается оператором персональных данных и обязуется сохранять их конфиденциальность на протяжении длительного времени.

Однако, когда речь заходит о принудительном исполнении обязательств заемщиком при помощи посредника, возникает необходимость в передаче таких сведений. Закон отмечает, что отдельно к кредитному договору, в котором указаны положения о цессии, составляется и подписывается согласие на обработку, сохранность и передачу сведений о личности должника третьим лицам, если в этом возникла необходимость из-за нарастающего долга.

Несмотря на возможность подачи заявления на отзыв персональных данных, право кредитора на передачу сведений сохраняется и действует в течение всего срока соглашения о займе и после решения суда перестает быть актуальным автоматически.

Нередко возникают споры об использовании телефонов родственников, друзей и знакомых должника. Близкие родственники (родители, супруги и дети), проживающие совместно с должником, могут по умолчанию получить статус передавших свои персональные данные кредитору, если будут указаны заемщиком в заявлении на получении ссуды.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы исключить себя из перечня лиц, с которыми могут разговаривать коллекторы, необходимо подать письменное заявление в отделение банка.

Права коллектора в отношении должника

Ранее коллекторские фирмы не имели четко обозначенных запретов или рамок в отношении действий по предмету соглашения с кредитной организацией. Они могли слать СМС с угрозами, писать в подъезде порочащие честь и не соответствующие действительности надписи о неплательщике ссуды.

В настоящее время существует только три законных способа взаимодействия с заемщиком:

  • диалог посредством встречи с ним и телефонные звонки;
  • разговаривать по односторонней электронной связи через запись голосовых сообщений мобильного телефона, отправлять СМС и иные сообщения, через телеграф;
  • удаленное взаимодействие через написание писем в адрес должника.

Для каждого из вышеописанных способов предусмотрены определенные рамки и критерии:

 встречизвонкисообщения
временные интервалы

с 8 утра до 10 вечера в будни
с 9 утра до 8 вечера в выходные*

количество1 раз в неделю1 раз в день;
2 раза в неделю;
8 звонков в месяц в общей сложности
2 раза в день;
4 раза в неделю;
16 сообщений в месяц
что должен сообщить коллекторсвои ФИО;
наименование кредитора
на выбор: название своей фирмы или свои ФИО, номер телефона и факт образования задолженностинаименование, ИНН, адрес, номер договора, коллекторской фирмы.
Название банка.
ФИО составителя сообщения.
Основание для ведения претензионной работы.
Размер и состав долга и срок погашения**

* учитывается часовой пояс неплательщика

** шрифт должен быть удобочитаемым

Звонить в выходные дни можно, но в определенное время. Навязчивость представителей этих организаций может стать основой жалобы с формулировкой “коллекторы замучили звонками”, когда можно подтвердить распечаткой от оператора связи количество поступивших звонков и сообщений.

Когда должник принимает решение заблокировать номер телефона взыскателя, то можно ожидать заказного письма почтой. Вести себя с коллектором следует предельно корректно, так как все телефонные разговоры записываются.

Случается, что представители компании взыскателя могут звонить на работу руководителю или сотруднику кадровой службы. Здесь важно понимать, что они могут лишь уточнить, является ли должник сотрудником организации или уволен. Сведения о величине заработной платы запрашивать они не имеют права.

Рекомендуем к прочтению: Права и полномочия коллекторов по закону

Иногда при звонке родственникам и друзьям могут уточнить сведения о тех, кому еще можно позвонить, чтобы передать информацию о наличии задолженности. Таким образом, они узнают дополнительные номера телефонов. А те, кому коллекторы начинают звонить, должны обратиться лично с заявлением к кредитору о недопущении передачи своих персональных прав третьим лицам.

С какими должниками любое взаимодействие исключается

Законом четко предусмотрен перечень лиц, с которыми не допускается взаимодействие.

  1. Физические лица, признанные арбитражным судом банкротами или в отношении которых объявлена реструктуризация долгов.
  2. Граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о признании их недееспособными или ограниченно дееспособными.
  3. Должники, проходящие реабилитацию в медицинском центре стационарного типа (на время лечения).
  4. Инвалиды 1 группы.
  5. Лица, не достигшие совершеннолетия.

Для того чтобы ограничить себя от назойливых звонков, требуется представить подтверждающие документы кредитору (решение суда о признании банкротом или справку об инвалидности).

Оплата долга при наличии контакта с посредником

Когда желание заплатить просрочку возникло во время общения с коллекторами, то необходимо придерживаться определенного правила.

Рекомендуется запросить информацию о полной сумме долга вместе со штрафами и пеней. Эти сведения желательно получить на бумажном носителе, поскольку сумма задолженности ежедневно увеличивается.

Платить коллекторам за просроченный кредит не рекомендуются, если они являются агентами кредитора. Полномочий на прием средств от должника у таких субъектов нет.

Обратная связь

Законом предусмотрена необходимость получения ответа от коллекторов или кредитора в течение месяца после получения соответствующего запроса. Предмет обращения должен касаться только просроченной задолженности и сроков ее погашения.

Куда жаловаться на действия коллекторов

Кредитный договор – сделка, права слабой стороны по которой должны быть защищены. Если звонки становятся назойливыми, можно написать жалобу в Роспотребнадзор.

Если поступают угрозы, то действия коллекторов должны быть проверены полицией.

В любом случае жалоба должна быть подробной и по возможности иметь подтверждающие факторы.

Таким образом, за просроченные кредиты можно рассчитывать на звонки, письма и визиты посредников, которые наняты кредитной организацией для взыскания задолженности без обращения в суд.

Как вернуть строительные материалы?
Когда можно шуметь в квартире по закону?

Похожие публикации