Что такое потребительский экстремизм и как с ним бороться?

Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-I поддерживает покупателей и получателей услуг. Иногда потребитель использует его в корыстных целях и обвиняет предпринимателей незаслуженно. Такое действие называется потребительский экстремизм. Недобросовестный клиент (физическое лицо) манипулирует законом не для защиты своих прав, а чтобы получить материальную выгоду.

Признаки потребительского экстремизма

клиент

В Законодательстве РФ нет точного определения этого понятия. Защита репутации возможна по нормам статьи 152 ГК РФ:

  • намерение причинить вред предпринимателю;
  • злоупотребление правами покупателя на рынке товаров и услуг;
  • умышленные противоправные действия потребителя.

По сути, отправной точкой появление понятия “потребительский экстремизм” стал закон о защите прав потребителя, наделив последних большим количеством привилегий в сравнении с представителями сферу услуг и торговли.

Исследование проблемы

Права потребителей надежно защищены законом, но нет никаких норм ответственности за необоснованные претензии. Предприниматели подвергаются неправомерным обвинениям. Это приводит к потере доверия компании. Права бизнесменов также необходимо защитить.

Положительным моментом закона о защите потребителей является улучшение качества реализуемых продуктов и услуг.

Отрицательные стороны:

  • ущерб имени добросовестных компаний;
  • материальные убытки;
  • потеря клиентов;
  • вседозволенность покупателей.

Потребительский экстремизм чаще всего проявляется в форме шантажа. Предпринимателю предлагают заплатить какую-то денежную сумму, чтобы не привлекать его к ответственности в суде. Но такое решение грозит повторным нападением.

Пример судебного спора, связанного со взысканием средств, известное дело «о чашечке кофе»:

Пожилая женщина получила ожог третьей степени, выпив чашечку горячего кофе в ресторане Mcdonalds. В результате судебного разбирательства, компания выплатила ей компенсацию 640 тысяч долларов. После этого случая на всех чашках кофе делают пометку: «Осторожно! Горячо!».

Недобросовестные клиенты стали подавать иски на предпринимателей за неполную информацию о продукте. Для своей безопасности компании дополняют инструкции, предупреждениями о товаре. Например:

  • «Не опускать фен в воду».
  • «Не сушить животных в микроволновой печи».

В России понятие потребительский экстремизм еще только зарождается. От этих незаконных действий страдают продавцы и другие покупатели.

Как защититься от потребительского экстремизма

Необходимо грамотно оформлять документацию на этапе производства и сбыта продукции. Реагировать только на претензии потребителя, оформленные в письменном виде. Этот вариант более организованного общения избавляет от лишних разговоров и нападок со стороны обвинителя.

Письменный договор с потребителем позволит с наибольшим успехом защитить права предпринимателя.

ВНИМАНИЕ! Важно составить грамотный юридический документ на выполнение работ, в котором прописывается пункт о защите интересов компании.

В случае возникновения претензии:

  • не идти на поводу у недобросовестных граждан;
  • организовать судебное разбирательство;
  • проанализировать доказательства;
  • занять грамотную позицию в суде.

При серьезном противодействии вымогатель откажется от своих нападений. Дополнительная информация на упаковках, ценниках, рекламных буклетах, предусмотренная в п.2 ст.10 Закона о защите прав потребителей, поможет выиграть дело. Ведь покупатели ссылаются на отсутствие полной информации о приобретенном товаре.

Письменные отношения с клиентом

Важно подписывать с гражданином и другие документы.

Например:

  • акт приемки выполненных работ;
  • накладную на приобретенный товар;
  • договор об оказании услуг.

Личная подпись потребителя является доказательством принятия условий.

Дальнейшее общение с клиентом также происходит только в письменной форме, в виде писем и уведомлений. Важно собрать доказательства получения потребителем документов. Можно направлять ему уведомления заказным письмом.

ВАЖНО! Все документы распечатывать в двух экземплярах, при получении на втором из них ставится подпись покупателя.

Не каждый спор превращается в серьезные проблемы и крупные расходы для владельца компании. Составлять письма и уведомления необходимо грамотно. Для этого лучше воспользоваться услугами юриста.

Юридическая защита

В случае возникновения претензий со стороны клиента, можно быстро решить проблему с помощью хорошего юриста. На защите бизнеса специализируются многие адвокаты. Грамотный специалист поможет предпринимателю отстоять свои права, особенно важна помощь в суде.

Без поддержки юриста бизнесмену сложно защитить себя самостоятельно. Необходимо не только знание законов, но и практика рассмотрения подобных дел.

Судебная практика

Анализ материалов по подобным искам позволит предпринимателям правильно оценить предъявляемые к ним претензии. Разбор аналогичных случаев придаст уверенности в правоте и успехе будущего судебного разбирательства.

В случае предъявления претензий:

  • В соответствии со статьей 56 ГПК РФ покупатель должен доказать наличие недостатка приобретенного товара.
  • Исполнитель имеет право на возмещение ущерба при отказе заказчика от договора в связи с нарушением его срока.
  • При заключении договора потребитель проверяет качество товара, его пригодность к использованию, комплектацию.
  • Потребитель должен доказать факт несоответствия товара установленным требованиям.
  • Покупатель, принявший исправный товар, не имеет права в будущем ссылаться на появление повреждений.
  • При установленном гарантийном сроке продавец может отказать потребителю в возврате товара, если возникли недостатки вследствие нарушений использования или хранения.

ВНИМАНИЕ! Компания должна следить за заполнением бланков документов. Необходимо обучать сотрудников правилам торговли и общению с клиентами.

Для противодействия экстремизму принимаются превентивные (предупредительные) меры. При однократном удовлетворении претензий потребителя, возможны другие нападки и требования возместить более крупные суммы.

Потребительский экстремизм возникает из-за действий потребителя, не основанных на юридических фактах. Такие требования не должны быть удовлетворены. Предприниматель собирает доказательства неправоты клиента путем проведения экспертизы. Оспаривает в суде предъявляемые к нему претензии.

Грамотно составленный договор и помощь квалифицированного юриста поможет избежать неприятных последствий для компании.

Рекомендуем: Можно ли вернуть товар без чека?

Когда можно шуметь в квартире по закону?
Порядок проведения экспертизы мебели

Похожие публикации