Содержание
В список технически сложных товаров, приобретаемых гражданами, входят компьютеры, холодильники, телевизоры, автомобили и другая продукция, предназначенная для длительного применения и оснащенная внутренним устройством сложного типа. Минусом этого приобретения становится возникновение проблем при выявлении поломки, но Российское законодательство позволяет покупателю вернуть неудачное изделие при выявлении существенного недостатка.
Что входит в понятие существенного недостатка
Понятие расшифровывается в законодательных документах:
- Гражданский Кодекс РФ.
- Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1, принятый в 1992 году.
- Принятое в 2012 году Постановление Пленума ВС РФ №17.
На основании этих документов определяется существенный недостаток технически сложного товара. Это поломка, исключающая перспективу успешной эксплуатации вещи. При этом существенный недостаток технически сложного товара может быть постоянным или в перспективе приведет к невозможности использовать изделие длительное время, а также ограничит его функционал.
Параметры признаков
В число недостатков могут входить нарушения определенных разновидностей:
- Неустранимые полностью посредством ремонта, приводящие к невозможности использования товара.
- Поломка, устранение которой по цене сопоставима со стоимостью изделия.
- Ремонт и устранение недостатка потребует больше времени, чем 30 дней в течение каждого гарантийного года (срок, определенный законодательством).
- В устройстве часто происходят поломки различных деталей и элементов.
- Существует дефект, приводящий к постоянным сбоям в работе одного и того же элемента.
Что может сделать покупатель
Все действия гражданина, выявившего поломку технически сложного товара, определяются законодательно. В первую очередь следует использовать Закон «О защите прав потребителей» для аргументированного выявления проблемы. В этом законодательном документе предусмотрена возможность:
- Потребовать замены некачественного изделия на аналог той же или другой марки. В такой ситуации производится перерасчет.
- Возможен вариант уменьшения цены.
- Потребитель имеет право запросить устранение выявленной поломки технически сложного изделия.
- Есть возможность компенсировать стоимость некачественного изделия, оформив претензию на возврат денежных средств.
ВАЖНО! В законе отсутствует обязательное требование, которое определяло бы лишь один вариант исхода ситуации с бракованными сложными позициями, покупатель вправе сам решать, что для него приемлемо в данном случае (возврат денег или обмен).
Порядок выявления проблемы
Потребитель самостоятельно выявляет недостатки приобретенного изделия сложно-технического типа. Далее проводится экспертиза неисправного устройства. После обнаружения существенного дефекта, все работы по осуществлению экспертизы выполняются за счет продавца позиции не должного качества.
При этом исполнение требований со стороны покупателя в отношении сложного с технической точки зрения устройства может в итоге привести к необходимости оплачивать все проведенные исследования им же самим. Это потребуется, если производитель или продавец провел экспертизу качества товара и выявил поломку, произошедшую по вине нового владельца в ходе его использования не должным образом.
Правила оформления претензии в магазин или заявления в суд
Важным условием успешного разрешения каждой спорной ситуации в отношении технически сложного приобретения становится письменное взаимодействие с продавцом. На выявление поломки отводится 15 дней после покупки.
В такой ситуации исполнение требований со стороны покупателя будет практически гарантированным. В случае обнаружения существенного недостатка на этом этапе использования, на основании закона о защите прав потребителей деньги возвращаются покупателю в полном объеме. При согласии последнего, может быть выполнена замена устройства. Подробный алгоритм действий описан в статье «Процедура возврата технически сложного товара».
В письменном заявлении обязательно указывается:
- Точное указание получателя.
- Сообщается, кто является заявителем.
- Включается подробное описание изделия.
- Содержится письменное описание и пояснение выявленной поломки.
- Обязательно указываются гарантийные сроки.
- Потребитель в заявлении подробно формулирует свои запросы.
- Ставится число подготовки заявления и личная подпись заявителя.
ВНИМАНИЕ! Каждому гражданину, направляющему заявление об обнаружении существенного недостатка, потребуется в письменной форме получить ответ на претензию. Когда изделие не подлежит возврату или продавец оспаривает тип и вид поломки, это фиксируется письменно.
При направлении на экспертизу устройство, в котором произошла поломка, опечатывается, на нем ставится пломба. Действия исключают несанкционированный доступ к внутренним частям и деталям. В этом случае продавец не сможет заявить о порче технически сложного устройства не по своей вине.
Если заявитель получил решение, которое кажется ему необоснованным и ошибочным, не снимая пломбы, изделие направляется в суд. В такой ситуации готовится иск к продавцу. За помощью в составлении на этом этапе рекомендуется обратиться к опытному специалисту.
Провести возврат денежной суммы или обмен на качественное изделие можно после подачи соответствующей претензии, оформленной письменно. Далее вернуть деньги можно на счет или наличными через кассу.
Практикующий юрист с опытом более 20 лет. Эксперт в защите прав потребителей. Образование:
Государственная юридическая академия имени Кутафина
Комментарии закрыты.