Возврат страховки по кредиту: условия, период, причины отказа

Многие банки утверждают, что страхование при кредитовании является обязательной процедурой. Законодательство позволяет вернуть страховку по кредиту в определенное время после подписания документов. Необходимо знать, когда подобный договор является необходимым и что делать при навязывании услуг.

Для чего нужна страховка

Страховой полис выступает как защита интересов страхователя в случае наступления событий, связанных с предусмотренными в договоре рисками. Когда кредитуемый становится неплатежеспособным, страховая организация возвращает деньги банку. С одной стороны, оформление подобного договора считается хорошей финансовой поддержкой в непредвиденных обстоятельствах. С другой стороны, приходится доплачивать за данную защиту, что влияет на увеличение ежемесячного платежа или уменьшение величины выдаваемых заемных средств.

Популярными рисками, обуславливающими навязывание страховки сотрудником банка при получении кредита, являются:

  • временная потеря трудоспособности (выход на больничный);
  • постоянная потеря возможности осуществления трудовой деятельности — инвалидность;
  • попадание в условия природных катаклизмов, стихийных бедствий, техногенных катастроф;
  • увольнение с постоянного места работы.

При оформлении страхового полиса заемщик получает возможность освободиться от выполнения кредитных обязательств. Страховщик возмещает банку убытки, которые приносит ему человек при непогашении взятой суммы.

Как отказаться от полиса и возможные последствия

На предлагаемый полис можно дать отказ при подаче заявки на кредит и по прошествии некоторого времени с даты начала пользования деньгами. Но каждый случай имеет свои особенности.

Когда клиенту предлагается страхование личности заемщика, следует учитывать, что подобная рекомендация будет выступать в качестве добровольной меры защиты своих интересов. Сотрудник банка может настаивать на отказе в предоставлении заемных средств, если гражданин не собирается подписывать полис. В результате человек соглашается, получая при этом кредит и страховку. Но за последнюю ему требуется заплатить премию.

До 2016 года граждане не всегда могли получить свои деньги за страховой договор назад после одобрения и выдачи займа. Страховщик и финансовая организация аргументировали отказ в возврате денег за страховку тем, что процедура подписания полиса является добровольной. Клиента никто не заставлял соглашаться и платить деньги за страхование жизни.

01.06.2016 г. Банк России задокументировал возможность отказа от полиса по подписываемым кредитным договорам в Указании №3854. В итоге за гражданами сохраняется право подать на возврат уплаченной страховки по оформленному потребительскому кредиту при предъявлении заявления в срок до 5 дней. В 2018 году временной отрезок удлинился до 14 дней. Это время называется периодом охлаждения и предполагается, что кредитуемый может получить ранее уплаченные средства назад.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изданные Указания предусмотрены при разбирательствах дел кредитования физических лиц.

Многие целенаправленно соглашаются на предлагаемое страхование своей ответственности, чтобы иметь возможность оплатить взятый займ в будущем, например, при потере работы. Кредитор может повысить процентную ставку для гражданина по займу, что отразится на величине ежемесячного платежа.

Основные нюансы в процедуре обращения за страховкой

Не все кредитно-финансовые учреждения до 2016 г. предоставляли возможность подачи заявок на возврат, прописав условия в договоре. Многие банки вводили правило отказа в ситуации прихода клиента за уплаченной премией. Тогда гражданам приходилось вступать в судебные разбирательства и подтверждать, что кредитор при одобрении кредита самовольно навязал дополнительный договор на страхование ответственности.

Сейчас обстоятельства изменились, и граждане могут руководствоваться законом о возврате страховки по взятому кредиту после получения заемных средств. Некоторые банки прописывают в документе собственный временной диапазон на возможность принятия обращения для возмещения премии, если заемщик согласился на страховку, но впоследствии передумал. Возможно, что в нем есть пункт, предполагающий отказ по тем или иным причинам. Поэтому стоит несколько раз прочитать договор страхования на стадии подписания и задать вопросы интересующие вопросы до подписания.

Некоторые учреждения указывают в договоре более расширенные сроки для подачи обращения на возврат. Например, Сбербанк и Хоум Кредит позволяют своим клиентам подумать в течение 30 дней. Другие банки, наоборот, упускают возможность принятия отказа от страховки при получении кредита, и клиенту приходится соглашаться на такие условия для получения денег.

Пошаговая инструкция возврата страховки

Отказ от страховки актуальнее рассматривать в утвержденный Банком России период (14 дней). Общая инструкция включает выполнение шагов:

  1. Составление заявление на отказ от страховки по одобренному и выданному кредиту, которое необходимо принести в банк или офис страховщика в период 14 дней, дата отсчета соответствует дате написания заявки на применение условий страхования.
  2. Подписанное заявление отдается сотруднику банка, в бумаге прописывается счет для перечисления денег.
  3. В течение 10 дней ожидается возврат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Клиенту следует помнить, что срок страхования отсчитывается с даты подписания документа. При обращении в период охлаждения уплаченная страховая премия подлежит возмещению в полном объеме, так как на данное время она замораживается.

Образец заявления может быть предоставлен в банке, но допускается самостоятельное написание. Тогда обязательно наличие таких основных блоков:

  • Кому: указывается наименование страховой фирмы, ФИО руководителя, адрес нахождения (сведения и полные реквизиты можно отыскать в договоре страхования).
  • От кого: заполняется ФИО заемщика с подробным написанием места прописки, паспортных сведений и телефонного номера.
  • В теле заявления раскрывается суть обращения, клиент указывает на принятие условий кредитования и подписание страховки, после чего раскрывается решение о необходимости возмещения страхового взноса на указанный счет.

В конце бумаги рекомендуется уточнять, что решение по предъявленному заявлению должно быть принято в период 10 дней. В ситуации неудовлетворительного исхода возможна подача обращения в судебную инстанцию с целью востребования заявленной суммы. Следует составлять 2 экземпляра, на одном из которых ставится отметка о принятии банком или страховой компанией.

Вместе с заявлением требуется отдать скопированные страницы паспорта, имеющегося экземпляра кредитного договора. Когда компания не является отделением банка, то требуется подать написанное заявление на возврат уплаченной страховки по одобренному ранее кредиту в близлежащий офис страховщика. Часто он может находиться за пределами города проживания, что предполагает пользование услугами почты (отправка заказного письма с описью).

Причины отказа в возврате страховки

К распространенным причинам отказа на возврат уплаченных средств в счет страхового полиса относятся:

  • срок подачи превышает установленное законодательством время «охлаждения»;
  • договором страхования не предусмотрено рассмотрение подобных заявлений, а именно был заключен коллективный договор, когда страхователем выступает не само физическое лицо, а банк;
  • в обращении не указаны необходимые сведения об оформленной страховке и заключенном кредитном договоре.

Вероятны случаи, когда кредитор снижает объем страховки, соответствующей условиям при оформлении кредита, по причине выявленных расходов на дату перерасчета. Клиент имеет право попросить предъявить документально оформленный расчет понесенных трат.

В период охлаждения основным направлением траты средств является внесение денег в счет комиссионных страхового агента. Заемщик должен получить деньги в том объеме, который полагается на основании взятия во внимание Указа Банка России. В случае необходимости допускается написание претензии в банк, где указываются обстоятельства выплаты неполной суммы. Рассмотрение документа может длиться несколько дней, поэтому стоит позаботиться и подготовиться к вступлению в судебные разбирательства (по прошествии месяца).

Особенности при досрочном погашении

Возврат уплаченной премии по полису добровольного страхования при досрочном погашении кредита может быть востребован заемщиком с момента внесения последней части долга. Процедура носит заявительный характер, что подразумевает написание заявления в банк. В данной ситуации возможно несколько путей развития событий:

  • банк соглашается на возврат, и клиент получает сумму, пропорциональную оставшемуся периоду кредитования;
  • обратившийся получает отказ;
  • человек направляется в страховую компанию для урегулирования вопроса.

При условиях согласия кредитора на досрочное погашение кредита все понятно, а во втором варианте придется подать исковое заявление в суд и обосновать его неосновательным получением дохода финансовым учреждением. При отправке заявителя после погашения кредита в страховую компанию для урегулирования возникшей ситуации не исключен отрицательный результат, если условиями подписанного полиса предусмотрено сохранение ранее уплаченного взноса за страховой организацией.

В любом случае при столкновении с препятствием выплат можно подать ходатайство в Роспотребнадзор, который является ответственной организацией при урегулировании спорных вопросов пользования банковских и страховых услуг. Сотрудники органа помогут составить заявление и укажут на список прилагаемых документов.

СОВЕТ! Лучше предъявить письменный отказ банка в возврате уплаченной премии для повышения вероятности востребования через суд.

Часто банки утверждают в кредитных документах запрет на досрочное погашение, что влияет на отсутствие возможности вернуть деньги по подписанным ранее документам. А также возможно оформление полиса на укороченный период выплат по обязательствам. Например, человек кредитуется на 5 лет, а подписанный при взятии займа страховой документ действует в течение 3 лет. Поэтому следует внимательно ознакомиться с условиями страхования, чтобы в соответствии с законодательными актами подать обращение для возврата страховой премии, начисленной по кредитному договору.

Виды страховок

Страховая политика кредитования обуславливает применение обязательных и добровольных полисов. Обязательность страхования обосновывается тем, что объект договора является залогом. К примерам подобных случаев относятся:

  • комплексное страхование при приобретении автомобиля, остающегося на время действия кредитного договора объектом залога;
  • страхование недвижимости, покупаемой на условиях оформления ипотеки или кредита на недвижимость.

ВНИМАНИЕ! Банки рекомендуют и настаивают на страховании жизни при автокредите и ипотеке. Человек вправе отказаться от подобных услуг или подать прошение на возврат.

По потребительскому кредиту возможен учет страхования в ситуациях, когда банк рекомендует подписать полис и иметь возможность не платить долг при потере работы или ухудшении здоровья. Клиент может отказаться от такого предложения не только при оформлении договора, но и при подаче заявок на товарный кредит, выдачу кредитки.

Почему нельзя отказаться от страховки при автокредите и ипотеке

Ипотечные условия приобретения квартиры или другой недвижимости предполагают обязательную оплату страхования. Это основано на ФЗ-102 «Об ипотеке» ст. 31, предполагающем взятие страховой компанией обязательств клиента по перечислению долга. Заявление об отказе от договора страхования в таком случае приведет к аннулированию одобренного кредита. Если гражданин досрочно оплатит оформленную ипотеку, следует обратиться в банк для перерасчета выплаченной премии по страховому договору.

При взятии автокредита применяются подобные условия и автомобиль будет собственностью банка до момента полного погашения долговых обязательств. Расторгнуть полис нельзя, пока заемщик не внесет всю сумму. Когда кредит погашен ранее установленного срока автострахования, человеку дается шанс написать обращение на возврат уплаченной суммы по договору страхования авто. Согласно оставшемуся периоду, ему произведут расчет и выплатят деньги.

Коллективная страховка и возврат денег по ней

Коллективный договор набирает популярность в последние годы по причине учащения случаев подачи заявлений на отказ от страховки. Он подразумевает присоединение заемщика к общим условиям страхования, когда основным страхователем является финансовое учреждение. Указ Банка России для таких договоров неприменим и уплаченную премию вернуть невозможно.

Все условия прописываются в кредитном договоре и при подписании человек соглашается с коллективным полисом, за что потребуется доплатить определенную сумму. Она будет выступать в качестве страховой премии, и при подтверждении риска гражданин освобождается от уплаты обязательств.

Примером применения коллективных условий является банк ВТБ, который с начала февраля 2017 года использует такой договор при выдаче потребительских кредитов. Отказ от страховки клиентам ВТБ после получения кредита предъявляется письменно с указанием пункта подписанного документа.

Вам может быть интересно: Как вернуть страховку по кредиту ВТБ?

Решив не оплачивать дополнительные услуги, сразу следует оповестить об этом сотрудника банка при оформлении кредита. После покупки полиса придется потратить время и силы для получения своих денег. По закону все возможно сделать для потребительских кредитов на условиях индивидуального страхования, если вовремя подойти и написать заявление по возврату страховки уже после выплаченного кредита. Но при покупке автомобиля или квартиры заемщик не может рассчитывать на возврат уплаченной премии по страхованию объекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: