Роспотребнадзор: функции, полномочия, задачи

Рыночная экономическая система позволяет лицам, занимающимся собственным бизнесом, предоставлять свои услуги и продукцию на конкурирующей базе. Потребитель сам подбирает подрядчика или продавца. Но подобные отношения находятся под наблюдением государства. Контролирующие организации призваны не допускать правонарушения относительно покупателей. Одна из таких инстанций – Роспотребнадзор.

Что представляет собой Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор РФ – это федеральный орган государственного управления, занимающийся защитой прав потребителей и осуществлением надзора в разных сферах. Служба организована 03.2004 года в соответствии с Указом Президента России «О системе и структуре Федеральных органов власти».

Работа Роспотребнадзора производится согласно:

Основная деятельность Роспотребнадзора касается рассмотрения вопросов в области бытового обслуживания населения. Проверка обнаруживает завышенную стоимость, низкокачественные услуги, противоправные манипуляции в отношении граждан России и т. д. Контролируются как юр. лица, так и ИП.

Надзорный орган осуществляет:

  • санитарно-эпидемиологическое обслуживание;
  • защиту прав покупателей;
  • международное сотрудничество;
  • научное обеспечение;
  • работу в пределах Всемирной торговой организации и таможенного союза;
  • создание структурных подразделений санитарно-эпидемиологических станций.

Обязанности

Надзорный орган в области потребления обязан:

  • координировать деятельность санитарно-карантинных пунктов;
  • заниматься проверкой документов подотчетных компаний;
  • откликаться на обращения потребителей;
  • выявлять несоблюдение правил в отношении граждан;
  • осуществлять восстановление нарушенных прав (выдача распоряжений, согласно которым следует устранить недостатки), наказание правонарушителей и т. д.

Структура

Роспотребнадзор делится на структурные элементы. На местах инстанция осуществляет совместную деятельность с исполнительной ветвью власти и другими государственными организациями. В сфере санитарно-эпидемиологического обслуживания служба надзора имеет восемьдесят территориальных центров и девяносто учреждений.

Также располагает научно-исследовательскими институтами, тринадцатью противочумными организациями и тридцатью тремя станциями, которые обеспечивают дезинфекцию или дезинсекцию. В системе трудятся более ста тысяч специалистов.

СПРАВКА! Орган отстаивает права потребителей, ставшими жертвами несоблюдения норм в области потребления и эпидемиологии.

Жалобу можно подать:

  • на официальном сайте Роспотребнадзора;
  • очно;
  • отправить заказным письмом;
  • на портале Госуслуг;
  • с помощью электронной почты.

За более подробной информацией, связанной с обращением, можно позвонить по телефону горячей линии: 8-800-100-1858.

Функции

Служба надзора в своей деятельности затрагивает: здравоохранение, эпидемиологию, антимонопольную политику и экономическое развитие торговли.

Функции инстанции:

1. Санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется:

  • в учреждениях общепита (рестораны, бары, кафе, столовые);
  • в службе водоснабжения граждан;
  • в строительстве;
  • в организациях производственного типа;
  • за качеством воздуха и почвы;
  • за содержанием жилых домов;
  • в образовательных и медицинских организациях;
  • в качестве проверки того, как выполняются профилактические работы по борьбе с паразитами и инфекциями.

2. Надзор в области потребления продукции и услуг.

3. Выдача документов по итогам прохождения санитарно-эпидемиологической проверки.

4. Выполнение социального и экономического анализа.

5. Проверка специалистов в сфере:

  • каналов сбыта продуктов питания;
  • предоставления образовательных услуг детям;
  • жилищно-коммунального сервиса;
  • лабораторных экспериментов;
  • гигиенических исследований;
  • установление паразитарных и инфекционных болезней.

А также контроль работы структурных частей организации.

Полномочия и права Роспотребнадзора

Полномочия такого органа, как Роспотребнадзора:

  • организация анализа документов специалистов о полученной квалификации, трудовых соглашений, медкнижек;
  • проверка наличия заключений пожарного и санитарного характера территориальных органов;
  • присутствие правильно заполненного журнала контроля в компании;
  • оценка юридической чистоты акцизов, сертификационной и лицензионной документации;
  • проведение проверочных закупок и исследование кассового оборудования;
  • выдача официального распоряжения о том, чтобы устранить правонарушения, выписка штрафов, составление протоколов о несоблюдении установленных правил.

Существуют также права тех, кого контролируют. Для этого необходимо понимать, что не входит в полномочия сотрудников при проведении инспектирования:

  • слежка за тем, как выполняются обязательные условия, которые не относятся к компетенции службы проверки;
  • организация предварительно обговоренной инспекции в случае не нахождения на месте сотрудников проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченных служащих;
  • требование документов, сведений или экземпляра продукции, которые не являются объектом контроля;
  • распространение данных, включающих государственную тайну и полученной информации по итогам проверки, за исключением тех случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • увеличение ранее обговоренных временных рамок претворения в жизнь манипуляций по надзору.

После того как проверка закончится, составляется специальный акт, котором зафиксированы правонарушения, сведения об ответственных гражданах и сотрудниках, осуществлявших инспекцию.

Составляется два экземпляра, один из которых остается у руководителя проверенной компании, второй у специалистов Роспотребнадзора.

ВНИМАНИЕ! При нарушении имеющихся требований, на инспектируемую организацию можно наложить административное наказание. Такое право реализуется сотрудниками службы по итогам проведения мер по проверке.

Центр гигиены и эпидемиологии

В каждом регионе России находится обособленное представительство, подчиненное центру. Руководит каждой из них местный санитарный врач, а отвечает за всю систему главный врач, назначаемый Роспотребнадзором.

Основные задачи центров:

  • следить за соблюдением нормативных актов санитарного контроля РФ индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и простыми гражданами;
  • предупреждать о начале проведения необходимых санитарно-эпидемиологических проверок и исследований;
  • находить основопричины возникновения и увеличения опасных для жизни заразных заболеваний, и анализировать риски влияния вредоносных бактерий на здоровье человека.

Кроме того, центры оказывают консультации в области защиты прав потребителей. В случае необходимости человек может воспользоваться услугами и подать заявление или просьбу.

Роспотребнадзор – бюджетное госучреждение, которое контролирует то, как соблюдаются права потребителей, то есть обыкновенных граждан. Стоит тщательно готовиться к плановой проверке специалистами служба надзора определенной сферы экономической деятельности.

Бизнесменам необходимо постоянно поддерживать санитарные показатели и своевременно производить ликвидацию обнаруженных по ходу проверки правонарушений, чтобы не возбуждать интерес государственных органов и предотвратить применение мер, сохранив свое дело.

Какие существуют виды проверок

Роспотребнадзор реализует два типа инспекций:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые положено проводить один раз в три года. Схема проверок представлена на официальном сайте прокуратуры региона, в котором проходит контроль. Наблюдение за соблюдением гигиенических норм и правил не может осуществляться раньше или позже установленного периода. Руководящее звено в обязательном порядке получает извещение о нем заранее. Вверяется лично или отправляется заказным письмом в срок, который не превышает трех рабочих дней до начала инспектирования.

Внеплановые проверки проводятся на основании жалоб граждан, компаний, органов местного самоуправления. Такие исследования могут осуществляться несколько раз в год, если имеют место заявления.

Также их организация возможна при инспекции работы учреждений или индивидуального предпринимателя после того, как было вынесено распоряжение о ликвидации правонарушений.

ВНИМАНИЕ! Внеплановые проверки делятся на выездные и документарные.

Выездная организовывается по требованию контроля как документов, так и цехов, товара и т. д. Сотрудники Роспотребнадзора осуществляют выезд на место и производят инспекционные манипуляции по всем направлениям.

Документарная происходит без выезда надзорной службы на место. Документация доставляется руководителем компании лично или уполномоченным лицом в отделение инстанции. Представленные документы исследуются на факт правонарушения закона или подмены. Если выявляется несоблюдение правил, проверка перерастает в выездную.

ВАЖНО! Несмотря на то, какой тип инспекции производился, сотрудник Роспотребнадзора обязан предъявлять удостоверение и постановление проверяемому лицу. Служебное положение и ФИО проверяющего должны иметь точное совпадение с указанной информацией в распоряжении. Помимо этого, специалисты должны соблюдать план проверки, который расписан в документации.

Итоги проверки

По завершении инспекции орган контроля составляет две копии Акта по форме, которая утверждена приказом Минэкономразвития N 141. В нем содержатся данные об объекте, сроках проведения, информация о проверяемых и проверяющих сотрудниках, а также сведения об итогах мероприятия.

Если отобраны пробы или специалисты предоставили письменные объяснения о нарушениях тех или иных условий, зафиксированных в законодательстве, то к Акту прилагается необходимая документация. Проверяемая сторона вправе обжаловать результаты в течение пятнадцати дней, если есть существующие мотивированные причины.

Возврат товара в магазины М-Видео
Перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату

Похожие публикации