Содержание
Роспотребнадзор включает в себя сразу несколько ведомств и министерств, поэтому решает большинство спорных ситуаций в сфере гражданских отношений. Если человек считает, что его обманули в магазине, заметил нарушение санитарных норм в ресторане, подозревает, то он вправе пожаловаться и запросить проверку.
Роспотребнадзор также следит за качеством товаров, которые попадают в страну из-за рубежа, отвечает за санитарную обстановку, соблюдение карантинов.
Проверки проводятся по заявлениям касательно превышения уровня шума, неверной транспортировки товаров, складирования мусора на неподходящей территории и т.д.
Делятся на плановые, внеплановые и выездные. О плановых обычно предупреждают заранее, а вот незапланированные посещения предприятий — собираются экстренно, как раз по запросу потребителя. В ходе разбирательства сотрудники проверяют всю документацию, наличие у сотрудников медицинских книжек, товарные акцизы, кассовые аппараты.
Полномочия организации — чего можно добиться
В результате проверки выявляются нарушения, предприятие получает список недочетов, которые нужно устранить в определенные сроки. Если проблемы серьезные — организацию могут оштрафовать или закрыть.
Чаще всего организация накладывает штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Некоторые недобросовестные владельцы бизнеса считают, что штраф заплатить проще, чем исправить недочеты. Но тогда проверки будут приходить регулярно, в конечном итоге это приведёт к полной остановке работы и убыткам.
Как составить жалобу — важные советы
Важно учесть три главные составляющие грамотной жалобы. Она должна состоять из трёх частей: вступление, описание, просьба или требование.
Во вступлении гражданин заявляет о себе, правонарушителе, и порядке их отношений. Пример: «Я, ФИО, приобрёл телефон в салоне N, дата».
В описании рассказывается о конкретных обстоятельствах. Время приобретения товара, ФИО продавца, другие свидетели покупки.
В конце нужно обозначить четкую формулировку, чтобы Роспотребнадзор составил план проверки. Какие санкции заявитель хочет применить к нарушителю, что, по его мнению, будет самым правильным. Здесь можно указать возврат товара, лишение лицензии, денежную компенсацию и т.д.
Претензионный порядок
До обращения в органы власти логичным решением будет поговорить с обидчиком. То есть обратиться в магазин, к производителю, в салон связи, задать вопросы и постараться решить мирным путём. Многие компании идут навстречу гражданам, пытаются урегулировать споры без привлечения лишнего внимания.
Если ничего не помогает, можно переходить к претензии. Основные права прописаны в действующем законодательством, на которое при составлении жалобы и опираются граждане.
После проверки или других действий, Роспотребнадзор присылает решение — удовлетворена претензия или нет. Гражданин сам решает, согласен ли он с решением. Право на обжалование остаётся.
Составление текста жалобы, какая информация обязательно должна быть указана
Четкого регламента для составления жалобы в законодательстве нет. Но все придерживаются логичной структуры:
- В верхней части ФИО заявителя, контакты, данные о местном отделении Роспотребнадзора (для каждого региона свое);
- Суть претензии в кратком формате. Факт нарушения, дата, адрес, информация об ответчике, требования.
- Личная подпись, дата оформления.
Важно! Оригинал претензии можно написать на листе или распечатать самостоятельно. Не принимаются в работу обращения с помарками, исправлениями, грубыми ошибками.
Если нарушение серьезное, то лучше всего обратиться за помощью к юристам. Профессионал поможет составить грамотное заявление, сформулировать суть обращения и подкрепить претензию доказательной базой.
Примеры удачных обращений в Роспотребнадзор
Образец, на который можно опираться при составлении жалобы:
Или на этот
Как отправить жалобу
Один экземпляр претензии вручается исполнителю, то есть в организацию-ответчик. Это может быть магазин, компания, салон и т.д. Обязательно проследить, чтобы лицо, которое принимает корреспонденцию, оставило подпись с отметкой о дате вручения на экземпляре потребителя.
Важно! Если не получается передать документ лично, его необходимо отправить заказным письмом с уведомлением, приложив весь пакет дополнительных материалов (в копии).
Лично
Роспотребнадзор организовал личный прием граждан в регионах. Специалисты принимают без предварительной записи, в порядке живой очереди. Подробный график и часы работы размещены на официальном сайте.
Документы также можно отправить в местное отделение Роспотребнадзора по почте заказным письмом с уведомлением.
Через сайт организации или госуслуги
Официальный сайт помогает через интернет обработать большой поток обращений и передать жалобу в нужное подразделение. Жалобы можно подать через госуслуги, заполнив специальную форму на сайте. Затем они поступают в центральный аппарат и территориальные органы.
В обращении обязательно указываются данные потребителя, адрес электронной почты, почтовый адрес, есть поле для приложений и материалов.
На сайте форма находится в разделе «Для граждан».
Будет ли рассмотрена анонимная жалоба
Роспотребнадзор не может отправить ответ на обращение, где неверно или частично неверно заполнена информация об отправителе. Также не обрабатываются жалобы без адресов.
Но оставить анонимную претензию можно как на официальном сайте, так и с помощью заказного письма. Стоит учесть, что такое обращение не станет поводом для проверки и не повлияет на работу конкретной организации.
Самые распространенные причины отказа
В первую очередь, отказывают в удовлетворении анонимных жалоб. Проверку могут провести планово, но сроки не ясны, потребителя также уведомить о результатах не будет возможности.
Без внимания остаются также претензии, которые написаны в грубой форме, содержат нецензурную брань и угрозы в адрес Роспотребнадзора или нарушителя.
Не берут в работу размытых обращений, где непонятна цель и нет формулировки требования. Если заявитель отправил несколько писем с одинаковым описанием — их проигнорируют.
Иногда в своих письмах потребители требуют раскрыть информацию, которая относится к секретной по тем или иным причинам. Роспотребнадзор не имеет права разглашать некоторые сведения, поэтому жалобы отклоняются.
Сроки рассмотрения жалоб граждан
Срок обработки жалобы — до 30 рабочих дней. За это время Роспотребнадзор должен изучить все материалы, отреагировать на претензию, принять меры и передать документы в другой орган (при необходимости), либо отклонить запрос.
Если мирные переговоры не принесли успеха, важно отстаивать свою правоту совместно с государством. Закон о защите прав потребителей надёжно защищает своих граждан. Опираясь на документальную базу и собрав доказательства правонарушения, можно смело обращаться в Роспотребнадзор. Грамотно составленную претензию рассматривают быстро и по всей строгости.
Практикующий юрист с опытом более 20 лет. Эксперт в защите прав потребителей. Образование:
Государственная юридическая академия имени Кутафина