Содержание
Согласно Закону о защите прав потребителей, в части статьи 25, потребитель имеет право вернуть продукт в магазин в течение двух недель. Для того чтобы воспользоваться нормой закона на практике, потребуется соблюсти ряд условий, включая написание заявления на возврат товара от покупателя согласно образцу, установленному законодательно. От правильности оформления обращения зависит результат по заявляемым требованиям потребителя.
Как написать обращение: основные правила
Законодательство в сфере защиты прав потребителя содержит указание на изделия, подлежащие возврату. К ним, в частности, относятся:
- товары ненадлежащего качества, недостатки которых были выявлены в ходе использования в период гарантийного срока;
- продукция надлежащего качества, не подошедшая покупателю, в этом случае обратиться к продавцу с требованием следует в течение двух недель;
- изделия, приобретенные покупателем через интернет.
По правилам, разрешается вернуть простую бытовую технику, спортивный или садовый инвентарь, изделия канцелярского типа, обувь, вещи из кожи и меха. А также иные изделия, если по каким-либо причинам они не подошли или не устраивают покупателя.
Для того чтобы продавец смог принять письмо от покупателя на возврат товара, потребуется соблюсти следующие требования:
- прикладывается чек или квитанция либо иной документ, прямо свидетельствующий о совершении покупки у продавца, к которому предъявляется претензия;
- продукт должен сохранить соответствующий вид, допустимый для его дальнейшей продажи;
- обратиться с требованием можно в течение двух недель, данный период не включает день покупки, если последний день будет выпадать на нерабочий, то он переносится на следующий;
- обращение допустимо только к продавцу, производитель к подобной ситуации никакого отношения иметь не будет;
- обмен возможен на аналог той же марки, потребитель может выбрать иную форму, размер или цвет.
ВНИМАНИЕ! Если аналог отсутствует, то потребитель может по договоренности с продавцом согласовать перенос даты обмена на другой день, когда замена поступит в продажу. Если такой вариант невозможен и потребитель ждать аналога не хочет, пишется заявление о возврате денег за товар.
Заявление на возврат товара в магазин
Унифицированной формы у него нет, но, как правило, продавец имеет свой образец бланка. При этом нужно учитывать следующие моменты:
- оформляется обращение в простой письменной форме;
- в тексте документа следует прописать всю информацию об изделии, включая наименование, марку, производителя, артикул и пр.;
- причина обращения, например, приобретенная продукция оказалась некачественной, не подошла по размеру, цвету и пр.;
- просьба покупателя об аннулировании покупки;
- требование об обмене изделия или о возврате денежных средств с указанием реквизитов для их перечисления;
- при необходимости проведения экспертизы, выдвигается соответствующая просьба.
ВАЖНО! Жалоба готовится в двух экземплярах, на одном из которых продавец ставит свою подпись и дату его принятия.
Заявка на обмен товара
Потребителю важно обратить внимание на некоторые нюансы:
- собрать достоверную информацию для текста обращения, сведения о продавце можно взять из документов на покупку, например, чеков или договора, если таковой заключался. Если в бумагах отсутствуют ФИО руководителя, обращение следует писать обезличено;
- «шапка» включает реквизиты лица, которому адресуется обращение, сведения о самом заявителе, включая его ФИО, паспортные данные, адрес и контакты для обратной связи;
- по центру листа, чуть ниже «шапки», пишется слово «Заявление»;
- основная часть должна содержать указания на обстоятельства, при которых покупался продукт, статья закона, на основании которой потребитель предъявляет требования;
- последние должны быть сформулированы предельно четко: что именно хочет получить покупатель по итогам рассмотрения обращения (деньги или аналог изделия), важно указать стоимость ранее приобретенного изделия.
Покупатель вправе предъявить иные требования, например:
- оплаты доставки изделия, если оно превышает по весу 5 кг;
- о возмещении ущерба, который наступил в результате использования некачественного изделия;
- ремонт изделия и пр.
В заявлении прописывается список приложений, то есть чеки, договор, накладные и пр. Завершать документ будет дата и подпись покупателя.
Образцы типовых заявлений
Как правило, у большинства продавцов уже имеется готовый бланк (скачать образец) заявления на возврат товара от покупателя. Покупателю требуется заполнить пустые строки. Если такого образца в торговой точке нет, покупатель может самостоятельно, в свободной форме оформить заявку.
ВАЖНО! Содержание документа зависит от конкретной ситуации, соответственно, вариантов несколько. Например, может составляться прошение с требованием о возврате товара с браком, технически сложного товара, без возврата денег, заявление на обмен товара надлежащего качества и пр.
Если требуется написать заявление с требованием на возврат денежных средств, то следует использовать унифицированную форму КМ-3 (скачать бланк). Эта форма предусматривает свободные строки для заполнения, в которых все прописывается по образцу. Практически указывается то же самое, что при выдвижении требования на обмен, только с требованием о возвращении денег в полном размере.
Составляется документ по форме КМ-3 о выплате денег за товар в одном экземпляре, который прикрепляется к кассовому документу за тот день, когда произошел возврат.
Сроки рассмотрения
Обращение, поступившее от потребителя, по закону подлежит рассмотрению на протяжении 10 суток. В течение указанного срока продавец должен рассмотреть заявку и принять соответствующие меры: обменять приобретенную позицию или вернуть за него денежные средства. В зависимости от конкретной ситуации, сроки для разрешения ситуации могут разниться (статья 21 и 22 закона «О защите прав потребителя»). Обращение к продавцу является одним из законных инструментов, способствующим потребителю защитить свои интересы.
Если вы на практике сталкивались с возвратом продукции, предлагаем поделиться собственным опытом с другими читателями в комментариях.
Практикующий юрист с опытом более 20 лет. Эксперт в защите прав потребителей. Образование:
Государственная юридическая академия имени Кутафина